Институт развития государственно-общественного управления образованием




Общественное участие в управлении образованием

Федеральная сеть

библиотека
Сетевая школа 
 
 

ИРГОУ

Мероприятия

А.А.Пинский (1956-2006)


Контактная информация
Москва, Россия
irgouo@gmail.com
Тел +7(495)398-5571

Казахстан

Школы спасет контроль общества?

Автор: Тимур ВАЛИЕВ 19.08.2011

Разговоры о том, что качество образования в школах у нас на уровне «ниже среднего», а родителей замучили поборами, уже давно стали привычными. Но, возможно, есть способ изменить ситуацию – введя в школах общественный контроль.

Обсуждаемая сегодня модель участия общественности в школьных делах — попечительские советы. Этот институт распространен за рубежом. К примеру, в Великобритании действуют Управляющие советы школ, которые непосредственно руководят деятельностью учебного заведения. В их состав входят родители учащихся, учителя, директор и представители местных органов власти. Совет отвечает за школьный бюджет, согласовывает учебную программу, устанавливает правила для учащихся и обязательно отчитывается перед обществом. То есть внедрение такого института — не наше отечественное ноу-хау. И сама идея в целом весьма обнадеживает.

Пожалуй, казахстанским новшеством стало другое: прописав в государственной программе развития образования на 2011—2020 годы создание таких советов (с охватом до 60% школ), министерство образования и науки забыло вписать их в законодательство страны. Точнее — в законодательстве прописана возможность создания попечительских советов. Но на этом — все! Каковы их возможности, права и обязанности, каков их статус — об этом законы Казахстана умалчивают.

В ходе круглого стола «Модели корпоративного управления средней школой и общественное участие» директор алматинской многопрофильной гимназии №79 Ирина Кузьмина рассказала о своем опыте создания попечительских советов. В возглавляемой ею школе такой совет функционирует уже два года. Однако директор признается — ей от этого вовсе не легче:

- У нас нет устойчивого юридического обоснования для функционирования советов, — говорит Ирина Кузьмина. — Летом по нашему городу нашу школу определили как ресурсный центр по внедрению попечительских советов в Алматы. Пока это экспериментальная площадка, у нас всего 4 таких школы. Но до конца учебного года таких школ будет еще 20. А как же нам жить? Мы все ходим по лезвию ножа. Поэтому срочно необходимы поправки в законодательную базу.

Причем поправки нужны весьма серьезные. Ведь Конституция Казахстана четко оговаривает — общественные организации не имеют права вмешиваться в государственные дела. А школа — это и есть государственное дело.

В алматинской гимназии №79 попечительский совет решает массу вопросов — и взаимодействие со спонсорами, и вопросы социальной поддержки, и вопросы здоровья — члены совета следят за питанием школьников, санитарной безопасностью, и многое другое. Однако законодательных прав на это у Совета фактически нет.

Ассоциация школьных общественных организаций провела специальное исследование по вопросам создания попечительских советов. По результатам этого исследования сформирован целый ряд предложений и рекомендаций, где, среди прочих, содержатся и финансовые вопросы.

«Если попечительский совет добьется, чтобы школе открыли дополнительное бюджетное финансирование, я думаю, никто из родителей не будет против», — предположила президент Ассоциации Инна Косова. Что, кстати, как раз и противоречит конституции: бюджетное финансирование — это исключительно государственное дело.

А руководитель неправительственной организации «Содействие реформе системы образования и защита прав детей» Астаны Евгений Цай и вовсе удивился такому подходу — образование-то, по конституции, у нас бесплатное. Или образование бесплатное, а за качество образования все равно необходимо платить родителям?

Позицию попыталась прояснить директор ассоциации работников учреждений образования «Мектеп» из Кокшетау Куляш Темирбаева. По ее мнению, сбор средств, проводимый в школах, продиктован исключительно школьными нуждами, в том числе — повышением качества образования. Деньги нужны, к примеру, на дополнительные уроки — допустим, иностранного языка в начальных классах. И вот что любопытно — педагоги при этом почему-то не предлагают пересмотреть учебные программы.

Ассоциация школьных общественных организаций по результатам исследования предлагает прописать в законодательстве норму, согласно которой решения попечительского совета в обязательном порядке должны исполняться руководителями организаций образования. Нужно и пересмотреть деятельность советов, их отчетность и порядок избрания. Одновременно, чтобы образование стало инвестиционно привлекательным, необходимо разработать программу поощрения спонсоров — например, налоговыми льготами, моральными стимулами, некими формами взаимовыгодного сотрудничества.

Надо сказать, что Европа уже давно двигается именно в этом направлении, уделяя общественной работе особое внимание. Заниматься каким-то общественным делом — престижно и уважаемо, организация, подотчетная обществу — на порядок выше других. В Казахстане к этому общество пока явно не готово. А школа — и вовсе отдельный мир, где чаще всего родители выступают в роли просителей, а учителя — едва ли не в качестве обвинителей. И изменится эта ситуация, судя по всему, еще не скоро. Хотя бы потому, что роль общественности не хотят признавать даже в «образовательных верхах». На заседание круглого стола представители НПО пригласили министерство образования и науки, депутатов парламента. Однако министерство приглашение проигнорировало, а от парламента была (и то — недолго) лишь депутат Мажилиса Айгуль Соловьева.

Источник