Институт развития государственно-общественного управления образованием




Общественное участие в управлении образованием

Федеральная сеть

библиотека
Сетевая школа 
 
 

ИРГОУ

Мероприятия

А.А.Пинский (1956-2006)


Контактная информация
Москва, Россия
irgouo@gmail.com
Тел +7(495)398-5571

Предложения

Краткий перечень проектов,
предлагаемых к реализации в регионах
Институтом развития государственно-общественного управления образованием

 

Внедрение системы  подготовки общественных управляющих - членов органов государственно-общественного управления.

 Определяющим признаком УС выступает то, что данный коллегиальный орган, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных (входящих в его состав по должности) членов,  имеет определенные реальные полномочия на принятие решений по управлению школой. Относительное большинство членов школьногоУС - лица, не имеющие профессионального  педагогического образования и опыта работы в сфере образования. При этом данному органу даны важные управленческие полномочия в отношении школы.
Тем самым весьма актуальной становится задача обучения школьных общественных управляющих - в первую очередь, в целях повышения качества принимаемых управляющим советом решений, обеспечения его эффективной и полезной для школы работы. В противном случае велик риск принятия новыми управляющими неадекватных решений с явными негативными последствиями и дискредитации самой идеи Управляющих советов.
В нашей стране с ее достаточно развитой системой повышения квалификации профессионалов от образования слабы традиции обучения представителей общественности, не разработаны психолого-педагогические, программно-методические и нормативно-правовые основания обучения общественных управляющих, не подготовлены кадры,  способные на современном уровне вести обучение данной категории слушателей
Очевидно, что подобная задача является новой для российского образования. От успеха ее решения в перспективе будет зависеть успех движения школьных управляющих советов, будущее самой идеи включения общественности в управление образованием.
Для решения поставленной задачи необходимо ставить и последовательно решать вопрос о построении гибкой и вариативной системы обучения общественных школьных управляющих.

 

Пакет предложений ИРГОУ по данному направлению включает:

  • Разработка нормативной базы обучения общественных управляющих в региональной/муниципальной системе образования.
  • Программу подготовки  команды региональных/муниципальных тьюторов по обучению общественных управляющих.
  • Комплексную многомодульную программу обучения общественных управляющих.
  • Пособия для общественных управляющих.
  • Комплект учебно-методических материалов для тьюторов.
  • Комплект контрольно-оценочных материалов для анализа результатов освоения    общественными  управляющими программы обучения.
  • Организацию подготовки команды региональных/муниципальных тьюторов по обучению общественных управляющих.
  • Консультационное сопровождение деятельности команды региональных тьюторов по обучению общественных управляющих.
  • Разработка, запуск и сопровождение регионального/муниципального интернет-ресурса дистанционного обучения и консультационного сопровождения общественных управляющих.

Внедрение системы мониторинга расширения общественного участия в управлении образованием на региональном и муниципальном уровнях

При внедрении моделей общественного участия в  управлении образованием имеется высокий риск имитации, создания формальных, "декоративных" органов. В этой связи важным является внедрение инструментов, позволяющих увидеть за "победными реляциями" реальное положение вещей, объективно оценить рост возможностей общественности в управлении общим образованием.
Деятельность по расширению общественного участия в  управлении образованием должна сопровождаться мониторингом, позволяющим отслеживать и оценивать динамику происходящих изменений, результативность и эффективность проводимой работы.       
Важной задачей мониторинга является выявление, факторов, как препятствующих, так и способствующих внедрению моделей общественного участия в  управлении образованием.
Участие общественности в управлении общим образованием - не самоцель, но условие ориентации системы образования на удовлетворении актуальных общественных потребностей. Поэтому особая задача мониторинга связана  с  отслеживанием и оценкой возникающих и прогнозом отсроченных образовательных и социальных эффектов расширения общественного участия в управлении образованием.

 

 Пакет предложений ИРГОУ по данному направлению включает:

  • Разработку инструментария мониторинга (формы, анкеты, руководства  для проведения  фокус-групп и глубинных интервью).
  • Разработку нормативной базы и регламента проведения процедур общественного аудита (экспертизы) расширения общественного участия в управлении образованием.
  • Подготовку специалистов для проведения мониторинга.
  • Обработку данных мониторинга.
  • Проведение экспертизы нормативных, программно-методических, проектных и других документов, используемых в организации общественного участия в управлении образования на всех уровнях с подготовкой экспертных заключений. 
  • Подготовку аналитических отчетов и презентаций.

 

Организация  информационной кампании по продвижению среди населения идеологии и моделей расширения общественного участия в управлении образованием.

Исследования показывают, что на сегодняшний день родительская общественность и местное сообщество  недостаточно информированы о существующих возможностях  участия в формировании образовательной политики, управлении образованием. Слабая информированность в сочетании с характерным для российских граждан  отсутствием культуры "волонтерства", обусловливает низкий уровень мотивации к участию в деятельности органов государственно-общественного управления.
Вместе с тем опыт зарубежных стран и передовых российских регионов свидетельствует о возможностях изменения позиции родительской общественности и местного сообщества: преодоления равнодушия, повышения их ответственности за настоящее и будущее школы, роста  заинтересованности в участии в управлении образовательными учреждениями. Подобные возможности обеспечиваются за счет реализации  программ информирования населения, продвижения идеологии и моделей расширения общественного участия в управлении образованием, формирования позитивного  имиджа (привлекательного образа) "общественного управляющего", с использованием современных технологий PR  и социальной рекламы.

 

Пакет предложений ИРГОУ по данному направлению включает:

  • Разработка программы и проведение информационной кампании по продвижению среди населения идеологии и моделей расширения общественного участия в управлении образованием, в т.ч.:.
  • разработка и тиражирование инструментов информирования  и социальной рекламы государственно-общественного управления (видео-ролики, буклеты, плакаты, значки и др.).
  • разработка и проведение мероприятий  по продвижению идеологии и моделей расширения общественного участия в управлении образованием: съезды и конференции общественных управляющих, форумы родитеслькой общественности и т.п.
  • Подготовка цикла теле- и радио-передач для продвижения среди населения идеологии и моделей расширения общественного участия в управлении образованием.
  • Разработка программ просвещения родительской общественности, реализуемых школой, методическими центрами.
  • Комплект информационно-просветительских материалов для родительской общественности по актуальным  вопросам функционирования современной школы и модернизации образования.
  • Разработка инструментов (положения и регламенты конкурсов, положения о почетных наградах (знаках) и др.), направленных на формирование позитивного имиджа (привлекательного образа?) "общественного управляющего", стимулирование общественного участия в управлении образованием.

Внедрение инструментов общественной экспертизы региональной (муниципальной) образовательной политики.

Общественная экспертиза является эффективной формой институционализации общественного участия в формировании образовательной политики  на региональном и муниципальном уровне  и  предусматривает разработку и внедрение процедуры обсуждения и оценки  гражданскими институтами проектов документов, программ, решений органов исполнительной власти, непосредственно затрагивающих ее интересы. В ходе реализации РКПМО распространение получила такая форма обсуждения и экспертизы общественностью планов развития образования как общественные слушания.  Особое значение организация общественной экспертизы (в т.ч. в форме общественных слушаний) имеет при принятии решений по реструктуризации сети образовательных учреждений.
Качественно более  высокий  уровень организации общественной экспертизы, общественного доверия к ее выводам и результатам и степень их  влияния  обеспечивается при использовании данного инструмента в практике деятельности региональных/муниципальных общественных советов по образованию.

Пакет предложений ИРГОУ по данному направлению включает:

  • Разработку Положений об общественных слушаниях в системе образования и регламентов их проведения на региональном и муниципальном уровне.
  • Методическое и консультационное сопровождение проведения общественных слушаний в системе образования на региональном и муниципальном уровне.
  • Разработку Положения об общественной экспертизе (проектов нормативных актов, программ и др.)  в системе образования и регламенте ее проведения на региональном и муниципальном уровне.
  • Методическое и консультационное сопровождение организации общественной экспертизы на региональном и муниципальном уровне.
  • Разработку нормативной базы и регламентов создания и организации деятельности региональных/муниципальных общественных советов по образованию.
  • Методическое и консультационное сопровождение создания и организации деятельности региональных/муниципальных общественных советов по образованию.

 

Повышение квалификации управленческих кадров системы образования по вопросам развития государственно-общественного управления.

Пакет предложений ИРГОУ по данному направлению включает курсы повышения квалификации и обучающие семинары по следующим темам:

  • Нормативно-правовая база государственно-общественного управления.
  • Разработка и управление программами (проектами) расширения общественного участия в управлении образованием.
  • Создание и организация деятельности органов государственно-общественного управления образованием в общеобразовательных учреждениях.
  • Создание и организация деятельности органов государственно-общественного управления образованием в учреждениях дошкольного образования.
  • Создание и организация деятельности органов государственно-общественного управления образованием в учреждениях профессионального образования.
  • Публичная отчетность учреждений общего образования.
  • Сайты образовательных учреждений как инструмент обеспечения инфомационной открытости: проектирование и сопровождение.
  • Общественное участие в оценке и контроле качества образования.
  • Взаимодействие органов управления образованием и  образовательных учреждений со средствами массовой информации.

 
Программы повышения квалификации строятся на модульной основе, что позволяет: гибко комбинировать их содержание, обеспечивать различную продолжительность, сочетание очных и заочных форм обучения (с использованием   дистанционных технологий), -  исходя из интересов и возможностей целевых групп.  

 

 

Консультирование/обучение/ проектирование в регионах и муниципалитетах.

 

Развитие общественного попечения (попечительства) об образовании и государственно-общественного взаимодействия (сотрудничества) в сфере образования. Социальное и частно-государственное партнерство. Школьные и межшкольные фонды и фонды целевого капитала в сфере образования.

Пакет предложений ИРГОУ по данному направлению включает:

  • Разработку, апробацию и внедрение региональных и местных проектов организационных и организационно-правовых форм общественного попечительства.
  • Методическое и консультационное сопровождение организации  общественного попечительства и государственно-общественного сотрудничества в системе образования на региональном, муниципальном уровне, на уровне образовательных учреждений.
  • Разработку учредительных и иных регламентирующих документов школьных и межшкольных фондов и фондов целевого капитала, других форм государственно-общественного взаимодействия в системе образования.
  • Методическое и консультационное сопровождение деятельности попечительских фондов и негосударственных/некоммерческих организаций в сфере образования, включая вопросы организации финансово-хозяйственной деятельности, внутренней нормативной регламентации и др.
  • Разработка, запуск и сопровождение интернет-ресурса дистанционного обучения и консультационного сопровождения попечительских фондов и организаций государственно-общественного взаимодействия в сфере образования.